Развитие дошкольного образования в городе Москве

Главная цель образовательной политики города Москвы в области дошкольного образования — реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные начальные условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Позитивная тенденция последних двух лет — организация новых форм образования, ориентированных на удовлетворение потребностей родителей, являющихся основными заказчиками образовательных услуг.

В Москве существует положительный опыт работы дошкольных образовательных учреждений по вопросам психолого-педагогической поддержки родителей, ожидающих рождения ребенка. С этой целью в детских садах начали создаваться «Школы будущих родителей».

В городе создана многогранная, развивающаяся система общественного дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи. В настоящее время для этой категории детей реализуются новые формы дошкольного образования: консультативные пункты, служба ранней помощи, центры игровой поддержки детей, семейный детский сад, домашний детский сад.

В последние несколько лет возросла потребность семей в дошкольном образовании с раннего возраста. Для детей от 6-ти месяцев до 3-х лет в дошкольных образовательных учреждениях работает 2205 групп раннего возраста и 228 адаптационных групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается 34,2 тыс. детей.

Важнейшим направлением образовательной политики Правительства Москвы является реализация комплексных мер по обеспечению доступности дошкольного образования. Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования — расширение количества дошкольных образовательных учреждений.

Департаментом образования города Москвы реализуются мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, который возник в связи с увеличением рождаемости с 2006 года, что явилось одной из основных причин возникновения очередности в дошкольные образовательные учреждения. Ведется строительство новых детских садов. В 2010 г. построено 98 детских садов, в 2011 г.-122.

С учетом образовательных запросов родителей и особенностей развития и здоровья детей сформировано типовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений:

  1. — обычные детские сады;
  2. — детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
  3. — детские сады компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии;
  4. — детские сады комбинированного вида;
  5. — детские сады присмотра и оздоровления;
  6. — детские сады с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
  7. — центр развития ребенка — детский сад.

Дошкольные группы для детей открыты также в 209 образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Для детей дошкольного возраста, родители которых доверяют дошкольному образованию, но желают сократить свои контакты с детским садом, чтобы ребенок больше времени находился в семье, создано 833 группы кратковременного пребывания, в которых воспитывается 12.2 тыс. детей.

Группы кратковременного пребывания представлены широким тировым разнообразием: группы развития, «Будущий первоклассник», группы для детей, у которых русский язык не является родным, группы для детей с отклонениями в развитии, «Особый ребенок» «Играя, обучаюсь», группы вечернего нахождения, выходного и праздничного дня, «Юный олимпиец» и «Учусь плавать».

С учетом пожеланий родителей, созданы группы 14-ти часового и 24-х часового пребывания детей.

В государственной системе дошкольного образования воспитывается: в 1922 дошкольных образовательных учреждениях — 257,6 тыс. детей; в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, — 19,1 тыс. детей; в НФДО (новых формах дошкольного образования) — 2,5 тыс. детей.

В 82 негосударственных образовательных учреждениях воспитываются 3,6 тыс. детей дошкольного возраста, 104 ведомственных детских сада посещают 7,9 тыс. детей.

Несмотря на серьезный рост рождаемости, благодаря мероприятиям по увеличению количества мест в детских садах, реализуемым Департаментом образования города Москвы, увеличивается охват детей разными формами дошкольного образования: 2009 г. -54,9%, 2010 г. — 61,8%, 2011 г. — 67% от количества проживающих в городе Москве детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Задача обеспечения равных стартовых возможностей детям из различных социальных слоев населения при поступлении в школу является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. В 2011 году разными формами дошкольного образования охвачены 98% спиногрызов в возрасте от 5 до 7 лет.

В настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Снизились показатели общей заболеваемости детей, в том числе по основным формам, таким как болезни органов дыхания, кроветворных органов.

Особое внимание уделяется детям-инвалидам. В системе дошкольного образования воспитывается 2026 детей-инвалидов. Во многих учреждениях успешно осуществляется соединение детей-инвалидов с обществом здоровых детей, функционируют группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Для детей с проблемами в здоровье и развитии функционирует 59 лекотек, целью которых является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 6-ти месяцев до 7 лет, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию своего здоровья.

Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования в

Москве является повышение его качества.

В соответствии с рекомендациями специалистов ЮНЕСКО, одним из показателей качества образования является количество государственных расходов на образование. За последние годы объем финансирования дошкольного образования в Москве значительно увеличился. Помимо государственного финансирования, дошкольное образование частично финансируется за счет средств родителей. В Москве доля родительских выплат в 2011 г. составила 9% от общего объема расходов на содержание ребенка дошкольного возраста. Доля участия Правительства Москвы в финансировании дошкольного образования для определенных категорий семей составляет 100%.

Одной из важнейших задач повышения уровня дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию.

Как показали результаты социологического обследования семей по проблеме «Удовлетворенность родителей системой дошкольного образования города Москвы», проведенного в 2011 году, подавляющее большинство родителей (81,7%) удовлетворено работой детского сада. Каждый восьмой родитель (12,2%), оценивая в целом позитивно деятельность детского сада, склонен указывать на определенные недостатки.

В целом родители дают позитивные оценки условиям реализации воспитательного процесса в детском саду, который посещает их ребенок. Так, по пяти бальной шкале санитарно-гигиенические условия содержания ребенка в детском саду оцениваются в 4,5 балла, качество работы педагогов с детьми в детском саду — 4,4 балла, качество питания ребенка — 4,3 балла, качество медицинских услуг — 4,3 балла, качество материальной оснащенности детского сада — 4,2 балла. В итоге, средние оценки лежат в интервале «хорошее — очень хорошее».

За последние 10 лет выросла удовлетворенность родителей профессиональной квалификацией педагогов. Большинство родителей (75,7%) «вполне удовлетворены» профессиональной квалификацией воспитателя детского сада (в 2001 году — 65,5%). Большинство родителей (68,3%) удовлетворены содержанием проводимых мероприятий в детском саду.

С целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями, оказания им определенной помощи в воспитании детей дошкольного возраста, разработана и реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья — компетентные родители».

Одним из результатов реализации программ психолого-педагогического взаимодействия с семьей является существенное увеличение количества родителей, сотрудничающих с педагогами по вопросам развития ребенка: с 45,6% в 2001году, до 68,8% — в 2011 году.

Важнейшим значимым показателем успешности воспитательного процесса и психического благополучия ребенка является его эмоциональное самочувствие. Большинство родителей думают, что их ребенок приходит из детского сада в благополучном эмоциональном состоянии: «в хорошем и приподнятом настроении» — 49,0%; «в спокойном и уравновешенном настроении» — 47,6%.

Таким образом, за прошедшие десять лет значительно улучшилось качество

дошкольного образования, и, как следствие, выросло доверие родителей к государственной системе дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования и повышение его качества зависит от кадровой политики.

Всего в учреждениях дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы занято свыше 42 тыс. педагогических работников, из них 27,3 воспитателей.

Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений неуклонно повышается.

В детских садах работает 48,8% воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование. Этот показатель растет с 2003 года, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования города Москвы.

Еще один важный показатель в кадровом обеспечении — возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. По информации на 1 января 2011 года в детских садах работало 34% педагогических работников в возрасте до 35 лет, в тоже время специалисты пенсионного возраста составляют всего 18%.

Таким образом, при развитии системы дошкольного образования в городе Москве наблюдаются положительные тенденции в обеспечении доступности дошкольного образования, повышении качества дошкольных образовательных услуг и создании равных стартовых условий в начале обучения детей в школе.

Вместе с тем, анализ функционирования системы дошкольного образования позволил выделить ключевые проблемы, на решение которых направлены мероприятия, включенные в «Основные направления Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)».

Главная проблема — обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, проживающих на территории всей Москвы (в том числе и Новой Москвы).

Несмотря на интенсивное строительство детских садов, возврат в городскую систему образования ведомственных учреждений, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения является как всегда актуальной задачей.

В настоящее время 63 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет охвачены различными формами дошкольного образования. Очередность в детские сады на 1 января 20011 года составляет 20 тыс. человек. Потребность в количестве мест в дошкольных образовательных учреждениях — 67 % от количества детей в возрасте с 1 до 6 лет, проживающих в городе Москве.

Исходя из прогноза увеличения количества мест в детских садах, ликвидация очередности ожидается в 2013 году. Такой результат можно ожидать в случае, если показатель потребности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях останется на уровне 67 %.

В связи с проводимыми Правительством России и Правительством Москвы мероприятиями, направленными на решение демографической ситуации, и ростом доверия родителей к государственной системе дошкольного образования, необходимо ежегодно проводить мониторинг потребности населения города Москвы в услугах дошкольного образования.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования в последние два

года развиваются различные новые формы дошкольного образования. Однако, как показали опросы населения, необходимо создавать все новые и новые организационные модели дошкольного образования, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Отдельно и приоритетно необходимо рассматривать проблему доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью создается система раннего выявления и учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования на ее основе развития системы инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования.

Серьезной проблемой специального дошкольного образования является неравномерность расположения дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья по округам Москвы, что создает различные транспортные препятствия для многих семей и вынуждает родителей отдавать детей на условия пятидневного пребывания в учреждении.

В дошкольных образовательных учреждениях ведется огромная работа по оздоровлению детей. Вместе с этим, проблема формирования здоровье-сберегающей среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальной для системы дошкольного образования.

В связи с тем, что количество родителей, неудовлетворенных качеством питания их детей в детских садах составляет 11,2%, необходимо продолжать работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.

Недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения и понимания к двигательной активности, интереса и необходимости к физическому самосовершенствованию.

Проблема повышения качества дошкольного образования так же значима, как и ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения. В последние годы произошел колоссальный разрыв между дошкольными образовательными учреждениями, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования, и имеющими низкий рейтинг у населения. Окружным управлениям образования и окружным службам информационной поддержки необходимо организовать работу, прежде всего, с детскими садами, имеющими низкое качество дошкольных образовательных услуг.

Наиболее острой проблемой в работе «непопулярных» детских садов по-прежнему остается индивидуализация работы. Именно она сказывается на процессе реализации основных направлений развития ребенка: физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического.

Одна из основных задач российского образования – постоянная и всесторонняя оценка качества образования. Оценка качества работы дошкольного образовательного учреждения должна проводиться по качеству результатов воспитательно-образовательной работы. Работа по созданию оценки качества дошкольного образования идет, необходимо ее продолжить и широко обсудить с педагогами и общественностью.

Известно, что ребенок развивается в движении. Поэтому очень важно, чтобы самодеятельная игра, являющаяся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, заняла свою нишу в жизни ребенка. Однако, недооценка педагогами значения игры и обогащения игровой среды продолжает оставаться серьезной проблемой.

В связи с тем, что 16% родителей (практически каждый шестой) не удовлетворены материальной оснащенностью учреждений, необходимо совершенствовать предметно-развивающую среду и обновлять оборудование детских садов.

Требуется уделять больше внимания развитию речи ребенка, так как именно дошкольное время характеризуется повышенной природной чувствительностью к овладению родным языком, что пока еще мало учитывается в практике работы детских садов.

В связи с тем, что 18,4% родителей не удовлетворены работой по патриотическому воспитанию, необходимо усилить внимание к нравственному и социальному развитию современных детей, как особой сферы формирования личности, поддерживаемой и обеспечиваемой периодом дошкольного детства. Необходимо с детства воспитывать в них сильное чувство патриотизма и любви к родине.

Одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики является недостаточный контроль психо-эмоционального состояния ребенка, которое во многом зависит от ритма его жизни и задается режимом дня детского сада.

В связи с увеличением количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения таких детей грамотно говорить по-русски, но и поддержки их идентичности, проявляя уважительное отношение к их культурным традициям. Педагогам, работающим в условиях современного мегаполиса, необходимо обладать такими знаниями и поддерживать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнического происхождения.

Ряд полезных инициатив Правительства Москвы (раздельный сбор мусора, призывы экономить электроэнергию, убирать за собаками и др.) не находят достаточной поддержки у москвичей. В связи с этим, как никогда актуальным является грамотное экологическое воспитание детей именно в дошкольном возрасте. Необходимо создать детям условия для проведения самостоятельных исследований окружающего мира, игр с природным материалом.

Как показали опросы, 12,9% родителей не посещают культурные центры со своим ребенком. В связи с усилением таких процессов, повышается роль дошкольных образовательных учреждений, как института, выравнивающего стартовые возможности приобщения ребенка к культуре.

Часть детей, посещающих детские сады, в течение 1-2 лет одновременно посещают занятия и в детском саду, и в школе на подготовительных курсах, причем в большинстве случаев по разным программам и технологиям. Проблема состоит в том, что очень часто сильно повышается и никем не контролируется нагрузка на ребенка, от чего страдают его здоровье и психическое благополучие.

В городе Москве накоплен обширный опыт экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Однако, проблемой является низкая осведомленность дошкольных образовательных учреждений о положительных результатах экспериментальной деятельности и передачи опыта.

Актуальной остается проблема поддержки детской познавательной инициативы. Для ее решения необходима разработка отдельных критериев оценки работы по развитию и поддержке познавательной инициативы дошкольников в конкретном образовательном учреждении, а также форм и методов работы по поддержке познавательной инициативы детей дошкольного возраста, как при нахождении в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Успешность функционирования отдельного детского сада во многом определяется его взаимодействием с другими учреждениями системы. В существующей практике имеется ряд учреждений, которые живут своей отдельной жизнью, не включаясь в процессы развития района, округа и города в целом. На сегодняшний день необходима разработка системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста.

В связи с этим, организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города Москвы предполагает решение проблемы позиционирования каждого детского сада в образовательном пространстве города Москвы.

В последние годы участились случаи обращения родителей и педагогов к специалистам по поводу странного поведения детей, трудностей и проблемных ситуаций, связанных с их воспитанием и обучением. Они требуют другого отношения к себе. Для решения этих проблем в дошкольных образовательных учреждениях начато исследование особенностей развития современных детей.

В условиях вариативности, которая представлена многообразием видов и типов образовательных учреждений и образовательных услуг, разнообразными формами дошкольного образования, изменением национального состава групп детей, возникает проблема модернизации кадров для разного контингента детей в различных условиях воспитания и обучения.

Уровень прав и гарантий у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений более низкий по сравнению с их коллегами в других образовательных учреждениях. Так, продолжительность отпуска у воспитателей составляет 42 дня, у учителя — 56 дней. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы у воспитателей ДОУ — 36 часов, в то время как у воспитателей групп продленного дня общеобразовательных учреждений -30 часов. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений не предусматриваются также выплаты за работу с родителями по воспитанию детей, аналогичные выплатам учителям за классное руководство. В этой связи работа в дошкольных образовательных учреждениях непопулярна и малопривлекательна.

То, как позиционирует себя в образовательном пространстве города детский сад, зависит от его руководителя. Существует проблема подбора кадров на должность основного руководителя, так как развитие детского сада во многом определяется социально активной позицией заведующей, ее мировоззрением и образовательным уровнем.

Как показал независимый опрос родителей, конфликтные ситуации в детском саду по разного рода вопросам возникают практически у каждого второго родителя. Это

требует серьезного изменения форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, особенно в процессе реализации программы «Московская семья — компетентные родители».

В связи с тем, что 13,5 % родителей в возрасте до 20 лет при опросе отмечают, что детский сад их не устраивает, необходимо особое внимание обратить на работу с данной категорией граждан.

Работа детского сада должна стать прозрачной и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Департаментом образования города Москвы создан и активно работает Городской совет родительской общественности по дошкольному образованию. Окружными управлениями образования также созданы окружные советы родительской общественности по дошкольному образованию. Необходимо активизировать их работу, и поддержать советы родительской общественности в районах. Вся работа с родительской общественностью должна начинаться на уровне детского сада. Приоритетной задачей каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения является создание активного, авторитетного общественно-государственного органа управления в своем учреждении.

Результаты работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы были отмечены ЮНЕСКО.

В соответствии с Соглашением о пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой (Департаментом образования города Москвы) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2012-2016 гг. будут:

-разработаны методические и учебные ресурсы (методические брошюры, учебные и вспомогательные материалы для детей и педагогов);

— разработаны рекомендации по усовершенствованию политики и стратегии раннего воспитания и образования детей и инновационные технологии с целью повышения доступности высококачественных услуг;

— проведены курсы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений;

— проведены научные исследования и обмен передовым опытом по тематике «Современные дети — какие они?»;

— проведены мероприятия по созданию Учебно-исследовательского центра по раннему воспитанию и образованию детей, ассоциированного с ЮНЕСКО, с привлечением экспертов из государств-членов ЮНЕСКО, специализирующихся в различных областях раннего воспитания и образования детей.

В целях информационного обеспечения совместного проекта будут определены темы и подготовлен материал для публикации, перевода на иностранные языки (английский, французский, испанский) и распространения в государствах-членах ЮНЕСКО, как это предусмотрено Соглашением.

Основным мероприятием в рамках Соглашения станет Всемирная конференция по вопросам раннего воспитания и образования детей в городе Москве.

Share

Добавить комментарий